ФИЛОСОФИЯ в ДАГЕСТАНЕ |
Начало | Философы | Публикации | Новости | Учебные материалы | Конференции | Гостинная | Фото |
---|
ФОРУМ ВЕЛИКИХ МУДРЕЦОВ "Между истиной и дружбой?" |
---|
ТЕЗИС : "Платон мне друг, но истина дороже". Аристотель. |
---|
АНТИТЕЗИС : "Друга, кунака и гостя цени больше, чем себя." Кавказская народная мудрость. |
---|
СИНТЕЗ : ? ............................................................................................................ ? |
---|
Кто и в каком отношении здесь прав?
1. Аристотель, представляющий культивированную мудрость философского духа, или же...
2. Естественная народная мудрость, почерпнутая из природных глубин жизни.
Что об этом думают великие мыслители разных времен и народов?
"Суха теория, мой друг, но древо жизни пышно зеленеет". Гёте. |
---|
Искомый СИНТЕЗ смутно проглядывается где-то в промежутке между цитатами пессимизма и оптимизма:
"Друг, все, что ты любил, разочаровало тебя: разочарование стало вконец твоей привычкой, и твоя последняя любовь, которую ты называешь любовью к "истине", есть, должно быть, как раз любовь - к разочарованию". НИЦШЕ Ф. |
Душа философа с утешением отдыхает на немногих предметах, но зрелище тупоумия, рабства, сумасбродства, варварства еще чаще ее удручает, и друг человечества может вкусить удовольствие без помех, только предаваясь сладким надеждам на будущее. КОНДОРСЕ Ж.А. |
---|
Гуссерль, очевидно, пытается решить проблему выбора между истиной и дружбой в пользу того, насколько они соответствуют человечности.
Со времен Сократа человек становится темой как личность, в его специфической человечности, в духовной жизни сообщества. Он остается включенным в объективный мир, ставший величайшей темой Платона и Аристотеля. Здесь чувствуется удивительное противоречие: человеческое принадлежит миру объективных фактов, но как личности Я, люди ставят цели и задачи, располагают традиционными нормами и нормами истины, т. е. вечными нормами. См.: Гуссерль Э Кризис европейского человечества // Вопр. фил. 1986, № 3 |
---|
О феноменальности соотношения между истиной и дружбой размышляют Жиль Делез и Феликс Гваттари :
"Философия - это искусство формировать, изобретать, изготавливать концепты. ...Концепты нуждаются в концептуальных персонажах, которые способствуют их определению. Одним из таких персонажей является друг; говорят даже, что в нем сказывается греческое происхождение философии - в других цивилизациях были Мудрецы. ...Именно греки окончательно зафиксировали смерть Мудреца и заменили его философами, друзьями мудрости, которые ищут ее, но формально ею не обладают". "Однако между философом и мудрецом различие не просто в степени, словно по некоторой шкале; скорее дело в том, что древний восточный мудрец мыслил фигурами, философ же изобрел концепты и начал мыслить ими. Вся мудрость так сильно изменилась. Поэтому так трудно выяснить, что же значит "друг", даже у греков и особенно у них. Быть может словом "друг" обозначается некая интимность мастерства, как бы вкус мастера к материалу и потенциальная зависимость от него, как у столяра с деревом, - хороший столяр потенциально зависит от дерева, значит, он друг дерева? Это важный вопрос, поскольку в философии под "другом" понимается уже не внешний персонаж, пример или же эмпирическое обстоятельство, но нечто внутренне присутствующее в мысли, условие самой ее возможности.... Благодаря философии греки решительно изменили положение друга, который оказался соотнесен уже не с иным человеком, а с неким Существом, Объектностью, Целостностью. Он друг Платону, но еще более друг мудрости, истине или концепту". Делез Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? СПб., 1997. |
---|
"Из-за трагической смерти Сократа отказаться от той самой истины, которой Сократ посвятил свою жизнь - это было бы и логическим противоречием и психологической невозможностью. Логически неизбежна была дилемма: или Сократ действительно был учитель истины, и значит - должно было его слушаться и не убивать себя вопреки его учению; или он не был провозвестником истины, и тогда его смерть, как бы она ни была печальна, теряла свое особое принципиальное и роковое значение, являлась лишь смертью хорошего и замечательного, но заблудившегося, неправого, человека, и здесь не было причины для безвыходного отчаяния; в первом случае самоубийство было бы делом непозволительным, во втором - это был бы поступок без достаточного основания. А со стороны психологической и факт смерти учителя, и высота нравственного достоинства, обнаруженная им в обстоятельствах этой смерти, должны были до чрезвычайной степени усилить восторженную и благоговейную любовь Платона к умершему, а это не допускало его ни усомниться в истине учения, ни изменить ей малодушным отчаянием. Если не навсегда, то во всяком случае на первое время, влияние Сократа умершего должно было еще сильнее, чем влияние живого, действовать на сознательные решения его ученика." В.С. Соловьев. Жизненная драма Платона//Соч. В 2-х т. Т.2.М.,1988. |
---|
.....ищем новые изречения............ |
---|
....Кажется, у Гегеля об этом нечто есть; - если действительность не соответствует абсолютной идее (истине), то, якобы, тем хуже для действительности. ....В 1945 г. один из фюреров в Германии лихо перефразировал великого мудреца и сказал, что, если немецкий народ не соответствует своей исторической миссии, то он должен погибнуть. После такого оборота мыслей, воистину, надо сказать, что ... |
---|
© Курбанов М.Г. - Идея, дизайн. 15.10.2000 г.
Дополнено: 15.01.2001; 15.03.2001; 15.06.2001; 15.05.2002;