ФИЛОСОФИЯ в ДАГЕСТАНЕ

Начало Философы Публикации Новости Конференции Форум Гостинная Фото

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ 


ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

В ЭТНИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

ДАГЕСТАНЦЕВ


Яхьяев М.Я. (ДГУ)

Традиционная культура дагестанских этносов, благодаря своим важнейшим характеристикам, обладает непреходящим общечеловеческим значением. В условиях Дагестана она закрепила наиболее значимые материальные и духовные достижения народов, выступила хранителем их духовно-нравственного опыта, их исторической памятью. Особенные этнические формы существования общезначимых ценностей, специфические способы их накопления и сохранения, приемы и методы их передачи последующим поколениям должны стать объектом пристального изучения со стороны философов, историков, этнографов и т.д.

Общее и особенное специфическим образом сочетаются в этнической культуре. Традиционные ценности содержат мысли, знания, понимание жизни в единстве с народным опытом, настроем, чаяниями, целевыми устремлениями. Отличительной чертой этнической культуры как механизма, осуществляющего процесс накопления и воспроизводства общечеловеческих ценностей, является то, что она опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус. Этим объясняется, во многом, небывалая устойчивость и неискоренимость народных традиций. Дагестанские народы веками жили в условиях непрекращающихся войн и столкновений, миграций и насильственных переселений, бедности и разрухи. Сама нестабильность экономических, политических и идеологических основ жизни приобрела для них традиционный характер, превратилась в специфику существования этносов, и, тем самым, повлияла на этническую культуру в целом.

Традиционная культура предлагает нам важнейшие нравственно-этические, эстетические и даже политико-правовые нормы и ценности, могущие служить регуляторами повседневного поведения дагестанцев. Бесспорно, что изменились конкретно-исторические условия жизнедеятельности, разрушена традиционная экономическая основа, сформировавшая традиционные представления, но сохранилась их регламентирующая сила. Задумки и действия наших современников во многом определяются именно традиционными представлениями о таких важнейших ценностях как долг и честь, старшинство и молодость, благородство и справедливость, добро и зло, добродетель и порок, красота и безобразие, комическое и трагическое, должное и неприемлемое и т.д. Новейшие ценности и нормы размыты, они еще не сформировались. Об их усвоении и принятии массовым сознанием и говорить не приходится. Сегодня недопустимо списывать традиционные регуляторы поведения людей, содержащиеся в этнической культуре, в архив, отказываться от них. Необходима определенная теоретическая обработка и практическая поддержка того традиционного, что не противоречит провозглашаемым программным социальным установкам и служит фактором стабилизации общества.

Некоторые радетели приоритета общечеловеческих ценностей противопоставляют им традиционные этнические ценности и принципы, что связано с непониманием взаимосвязи общего и особенного, которые существуют только в единстве, как моменты всякого отдельного. Общечеловеческое представлено в этническом и традиционном. Традиционная культура имеет в качестве своей составляющей общечеловеческие ценности, только здесь они представлены в особенной, этнической форме. Модернизацию этнической жизни не следует представлять как приобщение ко всему западному и отказ от традиционных ценностей. Хотя и традиционное не означает неприкосновенное. Традиционные формы жизни сами изменчивы, подвижны. Общие ценности и ориентиры, которых доселе не было в устоявших формах, должны обрести этнически приемлемые очертания и стать традиционными. Модернизация ряда восточных стран дает нам яркий образец сохранения и плодотворного использования традиционного в целях социального прогресса. Более того, традиционное, особенное может быть и является, к примеру, в Японии и Китае, преимуществом развития, но никак не препятствием.

Этническая культура Дагестана многообразна как по сущности и содержанию, так и по формам проявления. На протяжении многих веков народы накапливали и передавали последующим поколениям необходимые нравственные, трудовые, художественные, политические и другие ценности. Традиционная культура впитала в себя такие важнейшие нормы общечеловеческой морали, как гуманность и достоинство, честь и совесть, долг и справедливость, почет и уважение, милосердие и сострадание, дружба и миролюбие и т.д.

Такие различные формы этнической культуры, как традиции, обряды, обычаи, ритуалы, кодексы чести, совести и порядочности и пр. выполняют функцию носителей общезначимых ценностей. Традиции требуют от каждого быть достойным звания "человек", то есть быть честным и благородным по отношению к окружающим, верным дружбе и данному слову, сострадательным к слабым, больным и престарелым, милосердным и великодушным. Для настоящего человека нет более значимой проблемы, чем усвоение и соблюдение требований неписаных кодексов чести, совести и благородства. Нарушение народного кодекса, нравственное падение, потеря человеческого облика традиционно осуждаются в этнической культуре как зло, порок недостойный человека, позорящий род, тухум, этнос в целом.

Из всего многообразия носителей общечеловеческих ценностей не последнее место в этнической культуре занимают традиционные праздники. Наиболее известные среди них: праздник "Первой борозды", "Ураза-байрам", "Курбан-байрам", "Навруз-байрам", родниковый праздник, праздник "Цветов", праздник "Черешни" и другие. У каждого этноса эти праздники имеют свое название, все они любимы и почитаемы. Можно только удивляться прочности и неискоренимости этих праздников, против которых велась, еще в недавнем прошлом нашей страны, открытая и оголтелая война. В основе многих традиционных праздников лежат благородные идеи свободы и справедливости, мира и дружбы, красоты и трудолюбия, жизнелюбия и коллективизма и т. д. В них особо подчеркнута социальная значимость свободного труда на родной земле.

Народные праздники и традиции человечности, взаимопомощи и взаимовыручки всегда были важнейшими для дагестанского джамаата. Традиции джамаата гармонично дополняются и развиваются родовыми, тухумными и семейными традициями. Они были и остаются носителями многих ценностей, имеющих общечеловеческое признание, служат тем звеном, который сближает и объединяет разных людей, разные тухумы, аулы, представителей различных национальностей и конфессий. Поэтому сегодня актуальна проблема возрождения забытых традиций, всяческой поддержки тех, которые исполняются нашими народами.

Этническая культура позволяют приобщить каждого к ценностям и достижениям, имеющим непреходящий характер. Она способствует формированию духовно-нравственного облика личности, выработке ее ценностных ориентаций и жизненной позиции. Она подобно роднику питает человека. Из нее каждый может почерпнуть для себя то, что может придать смысл его существованию. Традиционная народная культура и воплощенные в ней ценности позволяют человеку найти принципы оправдания жизни, помогают выстоять перед ударами судьбы, сохранить величие духа при всех социальных катастрофах и потрясениях. В значительной мере влияние этнической культуры на личность объясняется и тем, что она требует от каждого преодоления пассивности, не терпит созерцательности, превращает ее в активного участника традиционных действий, праздников, обрядов, мероприятий и других событий. Эта та особенность народных традиций, которая позволяет каждому проявить свою инициативу, развить свои способности и таланты на основе приобщения к особенному и общезначимому, существующим в этнических формах.

Многообразные этнические традиции, обряды, обычаи, праздники, кодексы, символы служат выражением общечеловеческих ценностей и исторического опыта народа. В них очерчены контуры общей дороги дагестанских народов. Усвоение традиционных ценностей, приобщение к культуре своего этноса поможет каждому найти свою тропу в жизни, оставить свой след в истории и памяти народа.

© Яхьяев М.Я.


Составлен: 15.05.2001 г.

© Курбанов М.Г. - Дизайн.



Используются технологии uCoz