I Философы I I Публикации I I Новости I I Конференции I I Учебные материалы I I Форум I I Гостинная I I Фотогалерея I

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДАГЕСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

  Магомедов Г. М.

ФИЛОСОФИЯ СПРАВЕДЛИВОСТИ

Программа спецкурса

для студентов юридического факультета

специальность 021100 "Юриспруденция"

 

 

 

 

 

Предисловие

Справедливость как феномен существует в человеческом обществе всегда с возникновением первобытного общества. Как термин "справедливость" употребляется в античной Греции в период родового общества. В поэме Гомера "Илиада" термин справедливость употребляется как синоним должного в нравственном смысле. Во всех древних письменных источниках понятие "справедливость" употребляется как критерий должного во взаимоотношениях между людьми внутри рода и племени или в отношениях между племенами в духе примитивной уравнительности.

В философии Древнего Востока и Древней Греции справедливость рассматривалась как внутренний принцип существования природы, как физический, космический порядок, отразившейся в социальном порядке.

В понятиях "справедливое" и "несправедливое" оценивалось всякое социальное явление, имеющее отношение к поведению людей, закону, суду, судебному решению, законодательным актам, деятельности государственных органов, юристов, политических деятелей и т.п.

Начиная с философии Древнего Востока и до наших дней, феномен справедливости разрабатывается в социальной теории как синоним объективности, эквивалентности, беспристрастности, меры.

Справедливость является важнейшей категорией социально-философской мысли, морального, правового и политического сознания.

В современных социально-исторических условиях России, когда в массовом сознании происходит процесс переоценки ценностей, отчуждение к праву и государству и смыслом жизни для многих становится власть, деньги, успешная карьера любым путем, в том числе и правонарушением, актуальность научной разработки проблемы справедливости необычайно возрастает.

Теория справедливости носит междисциплинарный характер и органически входит в основополагающие начала нескольких научных дисциплин: философии, теории и истории права и государства, социологии, политологии, философии морали, экономической теории. Она является междисциплинарной наукой.

В данной программе основное внимание мы уделяем юридическому аспекту философии справедливости. Поэтому программа спецкурса ориентирована на студентов юридического факультета для более углубленного изучения теории права. Однако спецкурс по данной программе может быть прочитан и на экономическом и историческом факультетах, увеличив количество часов по экономическому и политическому аспектах справедливости.

 

 

 

Название разделов и тем

Лекц.

Сем.


1.

 

 

 

 

2.

 

 

 

3.

Раздел I. Философские аспекты феномена справедливости.

Тема 1. Структура теории справедливости.

 

Раздел II. Классификация концепций справедливости.

Тема 1. Метафизические концепции справедливости:

а) концепция справедливости стоицизма;

б) концепция справедливости И. Канта.

Тема:2 Теологические концепции справедливости.

Тема 3.Эмпирические концепции справедливости.

Тема 4. Космологические концепции справедливости.

Тема 5. Натуралистические концепции справедливости;

Раздел III.Домарксистские и марксистская социологические концепции справедливости.

Основные концепции справедливости ХХ в.

Тема 1. Позитивистские и неопозитивистские концепции справедливости;

Тема 2. Экзистенциалистская трактовка справедливости.

 

2

 

 

 

2

 

2

2

2

2

 

 

4

2

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

 

 

 

 

2

2

 

 

 

Раздел I.

Философские аспекты феномена справедливости

 

Тема 1. Структура теории справедливости.

1. Соотношение теории права, философии права и философии справедливости.

2. Значение философского анализа проблемы справедливости в современных условиях строительства демократического правового государства.

3. Теория справедливости как учение о должном в сфере экономики, права, власти, политики и морали.

4. Справедливость как принципы конституционного и частного права и практический критерий правоприменительной, правозащитной, правотворческой и политической деятельности.

Теория справедливости как междисциплинарное учение, изучающее феномен справедливости и указывающее границы должного в экономике, праве, осуществлении властных функций и морали.

Бытие справедливости в сфере экономики, права, государственного строительства, власти, международных отношений и морали.

Основные функции категории справедливости: оценочная, регулятивная, ориентирующая, воспитательная.

Справедливость как принцип управленческой, юридической и политической деятельности.

Справедливость как норма профессиональной этики юристов, государственных служащих, политических деятелей, предпринимателей, журналистов, педагогов и других категорий интеллигенций, работающих в сфере спорта, театра, военной службы.

Место теории справедливости в системе гуманитарных наук: соотношение теории справедливости с общей философией, всеобщей теорией права, философией права, юридической деонтологией, философией морали, историей права и политических учений, социологией, политологией, теорией и историей культуры.

Зависимость трактовки правовой справедливости от методического подхода к правопониманию.

Литература

Александров Г.Ф. История социологических учений. Древний Восток. М., 1959.

Алексеев С.С. Теория права. –М., 1994.

Аристотель. Соч. в 4-х тт. М., 1978-1984, т.4.

Архангельский Л.М. Категории марксисткой этики. М.; 1963.

Бабаев В.К., Баранов В.М. Общая теория права. -Н.Новгород, 1997.

Бербешкина З.А. Проблема справедливости в марксистко-ленинской этике. М., 1974.

Бабатов С.В. Буржуазная социология права. М., 1978.

Верховенство права. СПб. М., 1992.

Всеобщая декларация прав человека. М, 1989.

Гегель Г.В. Философия права. М., 1990.

Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л.., 1977.

Жалинский А.И. Основы профессиональной деятельности юриста. Смоленск, 1995.

Нерсесянц В.С. Философия права. –М., 1997.

Основы государства и права М., 1999.

Пашуканис Е. Общая теория права и марксизм. М., 1924.

Радбрух Густав. Введение в науку права. М., 1915.

Синх Сурия Пракаш Философия права. Колпи,1996.

Теория государства и права. Философия права: Матер конф. "Открытое общество", Йошкар-Ола,1999.

Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988.

 

 

Раздел II.

Классификация концепций справедливости

Тема 1. Метафизические концепции справедливости:

 

а) Концепция справедливости стоицизма;

б) Концепция справедливости И. Канта.

План

1. Стоические представления о судьбе как верховной справедливости.

2. Кантовская трактовка справедливости как постулате разума.

3. Кантовская трактовка свободы как предпосылки справедливости и о ее априорном характере.

4. Метафизическая концепция справедливости Б.Н. Чичерина.

Стоицизм о справедливости как о добродетелях, присущих людям и проявляющихся в нравственной деятельности. Представления стоиков о свободе духа, приобретаемой в процессе нравственного совершенствования, как основании справедливости. Представления стоиков о справедливости как безусловных, общеобязательных принципах разума. Индивидуалистическая и субъективистская трактовка справедливости стоиками. Космический закон, мировой разум, Логос как источник и основание справедливости в трактовке стоицизма.

Отличие римского стоицизма от греческого в трактовке справедливости.

Кантовские представления о трансцендентальных идеях разума как источник долженствования в социальных отношениях и поведении людей. Свобода воли как основа трансцендентальной идеи и источник моральной автономии личности. Априорные максимы разума как регуляторы практического поведения человека в соответствии с принципами должного, справедливого. Идеи Канта о трансцендентальной сущности человека и категорическом императиве. Кантовская трактовка соотношения свободной воли и разумного произвола в рамках категорического императива. Элементы правовой справедливости в принципах кантовского морального закона. Кантовская трактовка регулятивной идеи разума в сфере государственного устройства. Идея народного суверенитета - стержень учения Канта о справедливости в сфере государственного устройства. Верховенство законодательной власти как основа правового государства и требования разума в учении Канта о справедливости в сфере государственного устройства. Разумное право Канта как морально обоснованный закон. Представления Канта о соотношении свободы личности, ее моральной автономии, принципе добровольного самопринуждения в морали и принудительной власти в связи с его абсолютной теорией наказания. Ригоризм кантовского учения о преступлении и наказании. Кантовские представления о справедливом основании вечного мира между народами. Кантовские идеи о соединении морали и права с политикой. Новаторские заслуги Канта в философской разработке проблемы справедливости в сфере морали, права, политики, государственного устройства и межгосударственных отношений. Элементы метафизической трактовки справедливости в правопонимании Б.Н. Чичерина.

Литература.

Антология мировой философии М., 1969, т.1.

Асмус В.Ф. Этика Канта – Кант. Соч. т.4., ч.1.,М., 1965.

Верховенство права. СПб, 1992.

Всеобщая декларация прав человека. М., 1989.

Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. Калининград., 1975.

История политических и правовых учений. М., 1998.

Кант И. Соч. в 6-ти тт. М., 1963-1966.

Кант И. Основы метафизики нравственности Соч. в 6-ти тт., т.4. I, II. М., 1965.

Кант И. К вечному миру. –Там же, т.6., 1965.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. с. 406-426; 487-498.

Очерк истории этики. М., 1969, с.65-68, С.189-198.

Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.

Философия Канта и современность. М., 1974.

 

Тема 2. Теологические концепции справедливости.

 

1. Концепция справедливости Фомы Аквинского.

2. Современная католическая трактовка справедливости.

3. Протестантская трактовка справедливости.

4. Концепция справедливости православной философии права. Концепция справедливости Н.А. Бердяева и В.В. Соловьева.

Теологическая трактовка взаимосвязи свободы и необходимости Фомой Аквинским. Бог как источник права. Идея вечного закона и представления о месте человека в божественном миропорядке. Учение Фомы Аквинского о законе и праве. Учение об общем благе как цели человеческого закона. Учение о божественном законе. Учение о справедливости. Неотомистская трактовка естественного права и естественной справедливости. Неотомистские концепции справедливости И. Месснера, Ж. Маритена, А. Аурэра. Протистантская и неопртистантская концепция справедливости: а) концепция Эрнеста Вольфа; б) концепция Ж. Эллюля; в) концепция Э. Бруннера; г) концепция Ф. Хорста и Эрика Вольфа. Православная концепция справедливости: а) концепция П.И. Новгородцева; б)концепция И.А. Ильина. Концепция Н.А. Бердяева.

Литература

Августин Блаженный. Творения ТТ. 1-7. Киев. 1907-1912.

Бердяев Н.А. Оправдание неравенства М., 1990.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

Верховенство права. СПб., 1992.

Всеобщая декларация прав человека. М., 1989.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Гринберг Л.Г., Новикова А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1977.

Доля В. Критика теологического понимания свободы. Львов, 1973.

История политических и правовых учений. М., 1998.

Католическая и протестантская этика в буржуазном праве М., 1987.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997, с.438-443; 528-531.

Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.

Пашинский А.И. Юридическая деонтология М., 1995.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1992.

Синх Сурия Пракаш Философия права. Колпи, 1996.

Теория государства и права. Философия права: Материалы конференции "Открытое общество", Йошкар-Ола, 1999.

 

Тема 3. Эмпирические концепции справедливости.

Космологическая концепция справедливости.

 

1. Космологическое обоснование справедливости Конфуцием.

2. Космологическое обоснование справедливости Пифагором и его последователями.

3. Космологическое и диалектическое обоснование справедливости Гераклитом.

4. Эволюционистское обоснование справедливости Т. Спенсером как разновидность космологической трактовки источников справедливости.

Обоснование справедливости в правовых и политических учениях Древнего Востока. Космоцентрическая философия как методологическая основа космологических концепций естественного права. Космологическое обоснование естественного права и естественной справедливости древнекитайским философом Конфуцием. Космологическое обоснование естественного права в античной Греции. Пифагорейцы о небесной гармонии как основании естественного права. Гераклит о естественном праве как частном случае мирового закона – логоса. Трактовка античными философами мирового порядка, мировой законосообразности как вечного и неизменного основания права и справедливости.

Трактовка Г. Спенсером естественного права как фазы биологической эволюции, обусловленной космической закономерностью. Попытка Г. Спенсера обосновать биологическое и космологическое происхождения социальных норм, особенно норм и принципов справедливости. Космологически-онтологическое обоснование справедливости как способ внушения необходимости беспрекословного повиновения властям, государству.

Литература

Александров Г.Ф. История социологических учений. Древний Восток. М., 1959.

Алексеев В.М. Учение Конфуция в китайском синтезе. – "Восток", кн.3. М., 1923.

Верховенство права. СПб. М., 1992.

Всеобщая декларация прав человека М., 1989.

Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л., 1980.

История политических и правовых учений. М., 1998.

Материалисты Древней Греции. М., 1955.

Спенсер Г. Справедливость. СПб., 1897.

Разумовский Н.И. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. М., 1989.

 

Тема 4. Натуралистические концепции справедливости.

 

1. Античные учения о естественной справедливости.

2. Дальнейшее развитие учения о естественной справедливости в Новое время (Ф. Бэкон, Г. Гроций, Т. Гоббс).

3. Новая трактовка естественной справедливости в учениях Ш. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо и Дж. Локка.

Различие в философии Демокрита "естественного" и "искусственного", "истины" и "общего мнения", природной справедливости и закона. Трактовка софистами естественных основ справедливости. Сократ об объективной природе справедливости и закона. Трактовка софистами естественных основ справедливости. Платон о естественной справедливости как об объективном основании полисных законов. Учение Аристотеля о различении естественного и условного права. Учение Эпикура о справедливости как естественном праве с изменяющимся содержанием (в зависимости от места, времени и обстоятельств). Учение Цицерона о "природе" как источнике справедливости и права и его представления о разумно-духовном аспекте природы, различение римскими юристами справедливости как естественного права и волеустановленного человеческого закона.

Натуралистическая трактовка Ф. Бэконом справедливости. Рационалистическая трактовка естественной справедливости в Новое время в учениях Гроция, Гоббса. Учения Локка о неотчуждаемости и неотменяемости основных естественных прав и свобод человека. Учение Монтескье о справедливых законах и справедливой организации государственности.

Учение Ж.-Ж. Руссо о доброй природе человека как объективном источнике справедливости.

Литература

Аристотель Соч. в 4-х тт. М., 1978-1984, т.4.

Английские материалисты Собр. Произвед. В 3-х тт. Т.3., М., 1968.

Баскин М.П. Монтескье М., 1965.

Бэкон Ф. Новая Атлантида Опыты и наставления. М., 1962.

Верховенство права СПб., М.. 1992.

Всеобщая декларация прав человека. М., 1989.

Гоббс Т. Избр. Произв. в 2-х тт. М., 1964.

Гроциус Г. О праве войны и мира. Кн. 1-3. М., 1956.

Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1977.

История политических и правовых учений М., 1998.

Крутова О.А. Справедливость М., 1963.

Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1984.

Локк Дж. Избр. Произв. в 2-х тт. Т.2., М., 1960.

Материалисты Древней Греции М., 1955.

Монтескье Т Избр. Произв. М., 1956.

Нерсесянц В.С. Гегель М., 1979.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997.

Разумовский Н.И. Политическая и правовая культура. Идей и институты Древней Греции. М., 1989.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1992.

Соловьев В.С. Оправдание добра. М., 1996.

Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988.

 

Тема 5. Домарксистские и марксистская

социологические концепции справедливости.

 

1. Идея договорной природы справедливости в учениях софистов и Эпикура.

2. Социологическое обоснование справедливости в теориях общественного договора XVII - XVIII в.в.

3. Элементы социологического обоснования справедливости в учениях Гегеля, В.С. Соловьева.

4. Специфика социологического обоснования справедливости в философии марксизма.

Идея договорной природы политической и правовой справедливости у софистов античной Греции. Антропо-социологическая трактовка справедливости Эпикуром. Учение Гроция и Гоббса о договорном происхождении политической справедливости. Учение Локка и Руссо о правовой и политической справедливости как условии совместного социального бытия людей. Марксистское обоснование справедливости как следствия естественно-исторического развития общества. Марксизм о справедливости как надстроечном явлении, обусловленном экономическими отношениями. Марксизм о справедливости как элементе обыденного сознания. Марксистская трактовка социальной справедливости.

Литература

Архангельский Л.М. Категории марксисткой этики М., 1963.

Бербешкина З.А. Проблема справедливости в марксистко-ленинской этике. М., 1964.

Бербешкина З.А. Нравственное содержание справедливости в условиях развитого социализма. М., 1979.

Верховенство права. СПб. М., 1992.

Всеобщая декларация прав человека. М., 1989.

Гоббс Т. Избр. Произв. в 2-х тт. М, 1964.

Гроциус Г. О праве войны и мира. Кн. 1-3. М., 1956.

Дубко Е.Л. Титов В.А. Идеал, справедливости, счастье. М., 1989.

Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л., 1980.

История правовых и политических учений М., 1998.

Локк Дж Избр. Пр. в 2-х тт. М., 1960.

Материалисты Древней Греции М., 1955.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 404-408; с. 421-423; с. 448-455; с. 457-472; с.478-487.

Общая теория права и государства // Под ред. В.В. Лазарева М., 1997.

Разусовский М.И. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. М., 1989.

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.

Экимов А.И. Справедливость и социалистическое право Л., 1980

 

Раздел III.

Основные концепции справедливости ХХв.

Тема 1. Неокантиантские и неогегельянские

концепции справедливости.

 

1. Учение Р. Штаммлера об априорном правовом долженствовании.

2. Плюралистические концепции справедливости Г. Радбруха и Ю. Стоуна. Неокантианская трактовка справедливости как "разумного права".

3. Неогегельянские концепции справедливости Ю. Биндера, К. Ларенца, Б. Кроче, Д. Джентиле и Ж. Ипполита.

Обновление естественноправовых исследований в рамках неокантианской философии права в ХХ в. Идея Р. Штаммлера о "естественном праве с меняющимся содержанием" как источнике справедливости. Плюралистическая трактовка справедливости Г. Радбрухом и Ю. Стоуном. Обоснование Г Радбрухом возврата к идеи надзаконодательного или вечного права. Учение немецкого юриста В. Науке о "правильном праве". Новая интерпретация политико – правовой философии Гегеля в Х Х в. Извращение Ю. Биндером гегелевской концепции правового государства как воплощения политической справедливости. Национал – социалистическая интерпретация К. Ларенцом гегелевских взглядов на политическую и правовую справедливость. Извращение гегелевской концепции правовой и политической справедливости итальянскими неогегельянцами Б. Кроче и Д. Джентиле. Песссимистическая трактовка гегелевской концепции правового государства и политической справедливости французским неогегельянцем Ж. Ипполитом.

Литература

Верховенство права. Спб., 1992.

Гегель Г.В. Философия права. – М., 1990.

Гегель Г.В. Политические произведения. – М., 1978.

Кант И. Соч.: В 6 т – М., 1963 – 1966.

Гринберг Л.Г., Новиков А. И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1974.

Нерсесянц В.С. Философия права. – М., 1997, с. 553 – 586.

Нерсесянц В.С. Гегель. – М., 1979.

Пашинский А. И. Юридическая деонтология. М.,1995.

Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988.

 

Тема 2.Концепция справедливости

в чистом учении Г. Кельзена

 

1. Нормативистская трактовка справедливости.

2. Авторитет как источник долженствования.

3. Трактовка права как иерархии норм.

4. Подмена понятия справедливости понятием легитимности.

Исключение из правовой теории социально – политических и этико – психологических аспектов. Кельзеновская трактовка источника основной нормы. Отрицание справедливости как свойства права. Кельзеновский критерий оценки правопорядка. Кельзеновские представления о действительности нормотворческой власти. Отождествление Кельзеном государства и права. Отрицательное отношение к правовому государству. Кельзен о невозможности применить критерия справедливости к международному праву. Критика Кельзеном естественноправовых представлений о справедливости. Отрицание Кельзеном аксиологического содержания норм. Отождествление Кельзеном права с законом.

Литература.

Бобатов С.В. Буржуазная социология права. М., 1978.

Верховенство права. М., 1992.

Всеобщая декларация прав человека. М., 1989.

Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика буржуазных концепций справедливости. Л., 1977. С. 87 – 100.

История политических и правовых учений. М., 1998.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С. 586 – 606.

Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология М., 1971.

Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 2. М., ИНИОН АН СССР, 1988.

 

Тема 3. Неопозитивистская концепция

правовой справедливости Харта и

познавательно-критическая теория

правовой справедливости.

 

1. Легистская сущность неопозитивистской концепции правовой справедливости Харта.

2. Учение Харта о разумных и необходимых нормах и первичных и вторичных правилах, конкретизирующих правовую справедливость.

3. Трактовка справедливости в познавательно-критической теории права.

Отождествление справедливости Хартом с политикой и пропагандой. Правовой нигилизм неопозитивизма. Кризис позитивистской трактовки справедливости. Трактовка Хартом разумности общеобязательного принудительного порядка как единственно возможной справедливости. Игнорирование Хартом моральной оценки права. Трактовка Хартом справедливости как вторичных правил и справедливости в сфере законотворчества. Трактовка Хартом справедливого права как приказа суверена.

Подмена сторонниками познавательно-критической теории права (О. Вайнберг, П. Колер, Т. Штрассер) философии права общей теории справедливости. Деление концепций справедливости на научно-критическую и спекулятивные концепции. "Чистка" права от метафизического, этического, психологического, социологического и политического содержания в русле аналитической философии права. Трактовка справедливости как общественно правильного долженствования. Трактовка справедливости как ненаучного понятия, не нейтрально-оценочного понятия.

Литература

Бобатов С.В. Буржуазная социология права М., 1978.

Верховенство права. СПб., 1992.

Всеобщая декларация прав человека М., 1989.

Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика буржуазных концепций справедливости. Л., 1977.

Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание М., 1977.

Золотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века М., 1994.

История политических и правовых учений М., 1998.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С.635-643.

Пашинский А.И. Юридическая деонтология М., 1995.

Роулс Д. Теория справедливости (фрагмент книги). //Этическая мысль. М., 1990

Современная западная философия М., 1991.

Хеффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства. М., 1994

 

Тема 4. Трактовка справедливости

в концепции "возрожденного" естественного права.

 

1. Антипозитивистская направленность трактовки справедливости в концепции "возрожденного" естественного права.

2. Антитоталитарная сущность трактовки справедливости в концепции "возрожденного" естественного права.

3. Трактовка справедливости Р. Штамлером и Маритеном

4. Философско-антропологическая трактовка справедливости.

"Ренесанс" естественно-правовых концепций справедливости в 60-е годы ХХв. Надчеловеческий источник естественно-правовой справедливости. Либерально-демократическая трактовка справедливости неотчуждаемых естественных прав и свобод человека. Неотомистская трактовка справедливости. Антропологическая концепция справедливости Й. Месснера. Концепция справедливости А. Ауэра. Концепция справедливости Г. Райнера.

Литература

Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. Основные начала уголовного кодекса. //Избр. Соч. СПб. 1867. Т.1.

Бабатов С.В. Буржуазная социология права М., 1978

Верховенство права. СПб., 1992.

Всеобщая декларация прав человека М., 1989

Гринберг Л. Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1977.

Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание М., 1977

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994.

История политических и правовых учений. М., 1998

Нерсесянц В.С. Право и закон. М., 1983. С.311-3299.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997. С.609-625.

Современная западная философия М., 1991.

Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология М., 1971. С.318-366.

Четвернин В.А. Современная концепция естественного права. М., 1988.

 

Тема 5. Экзистенциалистская трактовка справедливости.

 

1. Анторопологическая трактовка справедливости.

2. Концепция справедливости В. Майхофера.

3. Концепция справедливости Э. Фехнера.

4. Принцип ситуационности в экзистенциалистской трактовке справедливости.

Отражение идей философского экзистенциализма о подлинном и неподлинном существовании человека в экзистенциалистской концепции справедливости. Претензии на "нейтральное" освещение проблемы справедливости. Радикальный антропологизм в трактовке справедливости. Экзистенциалистская трактовка правового отчуждения. Экзистенциалистская трактовка правовой справедливости. Экзистенциалистская трактовка индетриминированности и произвольности человеческой жизни и искажение правоответственности. Новая трактовка Майхофером "золотого правила".

Достоинство человека и его свобода как основания справедливости в концепции Майхофера. Отрицание Фехнером всеобщности и нормативной обязательности норм справедливости. Попытки Фехнера подменить правовые принципы нормами индивидуального ситуационного характера.

Литература

Бердяев Н.А. Оправдание неравенства М., 1990

Верховенство права СПб., 1992.

Всеобщая декларация прав человека. М., 1969.

Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1977.

Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //О назначении человека. М., 1993. С. 254.

Желтова В.П. Философия и буржуазное познание. М., 1977

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994.

История политических и правовых учений. М., 1998.

Каримский А.М. Антиисторизм "философии существования" М., 1980.

Нерсесянц В.С. Философия права М., 1997, с. 625-629.

Пашинский А.И. Юридическая деонтология М., 1995.

Современная западная философия М., 1991.

Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология М., 1971.

Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М., 1988.

 

Тема 6. Онтологическая концепция права М. Марчича.

 

1. Справедливость как вечный порядок бытия природы.

2. Ценностно-нейтральное обоснование правовой справедливости.

3. Поиски справедливого основания позитивного права.

Учение Марчича о справедливости как феноменологической сущности и порядке бытия. Отказ от рационалистического обоснования правовой справедливости. Трансцендентальное обоснование справедливости в онтономной теории естественного права Маричичем. Идентичность трактовки правовой справедливости И. Марчичем и Г. Кельзеном. Обоснование первичности естественной правовой справедливости. Трактовка справедливости публичной правотворческой власти. Элементы позитивисткой трактовки справедливости в концепции Марчича. Элементы ценностно-содержательной трактовки справедливости. Достоинство человека и общее благо как справедливые основания позитивного права и правовой справедливости в концепции Марчича.

Литература

Бабатов С.В. Буржуазная социология права. М., 1978.

Верховенство права. СПб. М., 1992.

Всеобщая декларация прав человека. М., 1989.

Всеобщая декларация прав человека. М., 1989.

Гринберг Л.Г., Новиков А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости Л., 1977.

Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.Н. Западная философия ХХв. М., 1994.

История политических и правовых учений. М., 1998.

Нерсесянц В.С. Философия права. М., 1997, с. 629-635.

Пашинский А.И. Юридическая деонтология М., 1995.

Современная западная философия М., 1991.

Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология М., 1971.

Четвернин В.А. Современная концепция естественного права. М., 1988.

 

Заключение

Изучая различные концепции справедливости, можно убедиться в том, что справедливость феноменологически есть и ее логически можно сформулировать. Она есть категория, которая служит для характеристики институтов власти, права, политических, правовых, экономических и моральных отношений. Но какое бы содержание те или иные авторы концепций справедливости не вкладывали в понятие справедливости, оно отвергается теми или иными авторами и целыми направлениями в теории справедливости, потому что содержание понятия справедливости не может быть ценностно-нейтральным, вследствие чего при использовании определенного содержания справедливости для оценки тех или иных экономических, политических и правовых отношений и основанных на них политических и правовых систем, одни из них оказываются менее справедливыми, другие – более справедливыми, а полностью справедливых – вообще нет.

Дальнейшая разработка проблемы справедливости более всего важна для сферы права, потому что вопросы правоответственности, прав человека, классификации преступных деяний, правовые факты в сфере исполнительных и судебных учреждений, правозащитной и правотворческой деятельности ориентированы на определенное содержание справедливости, хотя оно не сформулировано ни в конституционном праве, ни в каких-то отраслях права.

Задачей данной работы не является теоретический анализ феномена справедливости. Ее цель – анализ методологических установок наиболее известных и сложных концепций справедливости, изучаемых студентами юридического факультета в теории и истории права и философии права. В силу ограниченности рамок данной работы, в ней не рассматриваются концепции справедливости в философии права и справедливости в России, обоснованные Б.Н. Чичериным, П.И. Новгородцевым, Е.Н. Трубецким, И.А. Ильиным, В.С. Соловьевым, Н.А. Бердяевым др. С этими концепциями справедливости студенты могут познакомиться в работах В.С. Нерсесянц "Философия права" М., 1997, с. 510-553 и Пашинского А.И. "Юридическая деонтология" М., 1995. С.56-60.

Помещенная в конце брошюры библиография поможет студентам для написания рефератов и дипломных работ по проблемам теории, истории и философии права.

Библиография

Абеляр П. История моих бедствий. М., 1959.

Августин Блаженный. Творения ТТ. 1-7. Киев. 1907-1912.

Александров Г.Ф. История социологических учений. Древний Восток. М., 1959.

Английские материалисты Собр. Произвед. В 3-х тт. Т.3., М., 1968.

Архангельский Л.М. Категории марксисткой этики. М.; 1963.

Баскин М.П. Монтескье М., 1965.

Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства. Основные начала уголовного кодекса. //Избр. Соч. СПб. 1867. Т.1.

Бербешкина З.А. Проблема справедливости в марксистко-ленинской этике. М., 1974.

Бербешкина З.А. Проблема справедливости в марксистко-ленинской этике. М., 1964.

Бердяев Н.А. Оправдание неравенства М., 1990

Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого //О назначении человека. М., 1993. С.254.

Бернардинер Б.М. Философия Ницше и фашизм. М., 1934.

Бобатов С.В. Буржуазная социология права. М., 1978.

Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

Бэкон Ф. Новая Атлантида Опыты и наставления. М., 1962.

Верховенство права СПб., М.. 1992.

Вопросы теоретического наследия Иммануила Канта. Калининград., 1975.

Всеобщая декларация прав человека. М., 1989.

Гегель Г.В. Соч. в 14-ти тт. М., Л., 1929-1956.

Геснод. Труды и дни М., 1927.

Гоббс Т. Избр. Произв. в 2-х тт. М., 1964.

Гринберг Л.Г., Новикова А.И. Критика современных буржуазных концепций справедливости. Л., 1977.

Гроциус Г. О праве войны и мира. Кн. 1-3. М., 1956.

Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972.

Гюйо М. Стоицизм и христианство. Соч. Т. 4. СПб., 1900.

Демокрит Фрагменты. М., 1935.

Доля В. Критика теологического понимания свободы. Львов, 1973.

Дробницский О., Селиванов Ф. Справедливость. Философская энциклопедия. Т.5. М., 1970.

Дубко Е.Л. Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. М., 1989.

Жалинский А.И. Основы профессиональной деятельности юриста. Смоленск, 1995.

Желтова В.П. Философия и буржуазное правосознание М., 1977

Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в Росси. М., 1978.

Зотов А.Ф., Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1994.

Иванов В.Г. История этики Древнего мира. Л., 1980.

Ильин И.А. О сущности правосознания М., 1993.

История правовых и политических учений М., 1998.

Кант И. Соч. в 6-ти тт. М., 1963-1966.

Каримский А.М. Антиисторизм "философии существования" М., 1980.

Карпец И.И. Уголовное право и этика М., 1985.

Католическая и протестантская этика в буржуазном праве М., 1987.

Крутова О.А. Справедливость М., 1963.

Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1984.

Локк Дж. Избр. Произв. в 2-х тт. Т.2., М., 1960.

Мальцев Т.В. Социалистическое право и свобода личности. М., 1968.

Материалисты Древней Греции. М., 1955.

Миллс Р Властвующая элита. М., 1959.

Монтескье Т. Избр. Произв. М., 1956.

Морелли. Кодекс природы, или истинный дух его законов М., 1956.

Мур Дж. Принципы этики М., 1984.

Неновски М. Право и ценности М., 1988.

Нерсесянц В.С. Философия права М., 1997

Нерсесянц В.С. Гегель М., 1979.

Новгородцев П.И. Кризис современного правосознания. М., 1909.

Основы государства и права М., 1999.

Пазенок В.С. Социализм и справедливость М., 1967.

Пашинский А.И. Юридическая деонтология М., 1995.

Пашуканис Е. Общая теория права и марксизм. М., 1924.

Платон Соч. в 3-х тт. М., 1968-1972.

Радбрух Густав. Введение в науку права. М., 1915.

Разумовский Н.И. Политическая и правовая культура. Идеи и институты Древней Греции. М., 1989.

Роулс Д. Теория справедливости (фрагмент книги) // Этическая мысль. М., 1990

Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. М., 1938.

Синх Сурия Пракаш Философия права. Колпи,1996.

Современная западная философия М., 1991.

Соловьев Э.Ю. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992.

Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. М., 1992.

Спенсер Г. Справедливость СПб., 1897.

Теория государства и права. Философия права: Матер конф. "Открытое общество", Йошкар-Ола,1999.

Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме Л., 1968.

Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология М., 1971.

Философия Канта и современность. М., 1974.

Хёффе О. Политика, право, справедливость. Основоположения критической философии права и государства М., 1994.

Четвернин В.А. Современная концепция естественного права. М., 1988.

Чистое учение о праве Ганса Кельзена. Вып. 2. М., ИНИОН АН СССР, 1988.

Экимов А.И. Справедливость и социалистическое право Л., 1980

 

 

 

© Магомедов Г.М., 2001


© Курбанов М.Г. - Дизайн.

Составлено:10.03.2001 г.



Используются технологии uCoz