Начало Философы Публикации Новости Конференции Форум Гостинная Фото

ДАГЕСТАНСКИЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР

РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК

Кафедра философии и иностранных языков


Раджабов У.А., д.ф.н., профессор, зав. кафедрой.

Лекция. Для аспирантов ДНЦ РАН

Структура, функции и средства философии

План.

1. Основной вопрос философии.

2. Основные исторические формы материализма.

3. Методологическая функция философии.

4. Диалектика и метафизика.

5. Философская деятельность как система. Структура философии.

6. Роль философии в жизни общества и человека.

7. Философия и наука. Натурфилософия и позитивизм.

1. Основной вопрос философии.

В предыдущих лекциях мы выяснили, что философия – это форма общественного сознания, предметом которой являются наиболее общие, универсальные отношения в системе “человек-мир”. Философия вырабатывает общий целостный взгляд на мир и место человека в нем. Философия – наиболее теоретическая форма общественного сознания. Философия имеет дело с действительностью не непосредственно, а опосредованно, через отражение действительности другими формами общественного сознания (наукой, искусством, моралью, правосознанием и др.) Она опирается на весь исторический опыт человечества, обобщает его мировоззренческие элементы.

Философия – многогранная, сложная система знаний, духовной деятельности. Философия деятельность имеет свою особую структуру, функции, проблематику, средства. Все эти компоненты, стороны философской деятельности не являются абсолютными, не изменяющимися, вечными. Наиболее существенные изменения они претерпевают при смене исторических типов мировоззрения.

Каждый исторический тип мировоззрения вырабатывает свой определенный исторический способ философствования. Это значит, что каждый новый исторический тип мировоззрения, во-первых, порождает новые специфический философские проблемы, во-вторых, часть старых (перешедшие из других типов мировоззрений) либо разрешает, либо просто снимает их, отказывается от них как от псевдопроблем; в-третьих, другую содержательные оттенки. Иначе говоря, в конкретно-исторической системе философской деятельности есть два основных вида проблем: I) “вечные”, старые проблемы, переходящие из одного исторического типа мировоззрения в другой; 2) проблемы, имевшие смысл в рамках только данного исторического типа мировоззрения. Среди “вечных” проблем философии - вопрос об отношении мышления и бытия. Его еще называют основным вопросом философии.

Основной вопрос философии – вопрос об отношении мышления к бытию, сознания к материи, природе. Он имеет две стороны. Первая связана с представлением о том, что является первичным, исходным, начальным – материя (бытие) или сознание (мышление). Вторая сторона основного вопроса философии – это вопрос о том, способно ли человеческое мышление познать мир?

В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии философы подразделяются на два больших лагеря – материалистов и идеалистов. Материалистическая философия исходит из того, что первичным, исходным является материя, природа, а мышление, сознание, дух является вторичным, производным от материи. Идеалистическая философия, наоборот, считает первичным сознание, мышление. Идеализм утверждает, что материя – это продукт, производное, следствие сознания, мышления. История философии во многом была историей борьбы материализма и идеализма как противоположных философских мировоззрений.

Различные формы идеализма связаны с различием представлений об особенностях того исходного, первоначального сознания, которое порождает материю (или представление о ней). Объективный идеализм рассматривает в качестве такого исходного сознания некоторую надличностную (не связанную ни с каким конкретным человеком) идеальную субстанцию (абсолютная идея, мировая воля и др.). Субъективный идеализм в качестве исходного полагает сознание отдельного, конкретного, живого человека, его ощущения, восприятия, формы самопознания и т.д.

Субъективные идеалисты считают, что природа, материя есть продукт сознания каждого отдельного человека. Все, что вне меня, есть продукт моего сознания. Представители крайней формы субъективного идеализма – солипсизма – утверждают, что и другие люди есть продукт моего сознания. Идеализм и материализм выражают противоположные ориентации философии в ее отношениях с другими формами общественного сознания. Так, идеализм всегда ориентировался на союз с религией, выступая философско-теоретической формой ее обоснования. Ведь у идеализма и религии общая основа – вера в существование внематериального сверхъестественного начала мира. Природа произвольна от идеального начала и зависима от него – такая единая и религии и идеализма. Материализм, напротив, всегда тяготел к научному, объективному познанию мира. В своем историческом развитии материализм развивается, обогащается на основе обобщения достижений науки, естествознания. И философский материализм, и наука исходя из одной общей установки – из признания объективности законов природы. Природные процессы протекают объективно, независимо от каких-либо сверхъестественных сил. Если допустить, что природа не подчиняется объективным закономерностям, и в любой момент ее процессы могут прерываться сверхъестественными силами, то тогда наука просто не нужна, в ней нет смысла. В таком случае главное – не научное познание природы, а особое иррациональное постижение сверхъестественных сил, направляющих природные процессы.

2. Основные исторические формы материализма.

1. Стихийный материализм античности сложился в странах Древнего Востока (Египет, Вавилон, Индия и Китай) в период возникновения и укрепления рабовладельческого общества. Дальнейшее развитие получил в учениях материалистов Древней Греции и Рима (Левкипп, Демокрит, Лукреций Кар, Эпикур и др.).

2. Метафизический материализм (ХVII – пер. пол. XIX в.) сложился в условиях развития капиталистических отношений, господства механического естествознания. Его основные недостатки: непонимание идеи развития мира; Стремление подвести под законы механики все явления мира; созерцательность; неспособность материалистически объяснить общественную жизнь (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж.Локк, Б.Спиноза, Ж.Ламетри, Д.Дидро, П.Гольбах, К.Гельвеций, М.В.Ломоносов, Л.Фейербах и др.). ((Вульгарный материализм Фогта))

3. Материализм революционных демократов XIX в. (А.И. Герцен, В.Г.Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А.Добролюбов и др.) – высшая форма домарксистского материализма. Революционные демократы, критически усваивая философские традиции XVIII – начала XIX в., пытались соединить материализм с диалектическим методом (с идеей развития); они близко подошли к диалектическому материализму.

4. Диалектический материализм. Философское учение К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина – форма материализма второй половины XIX-XX в., преодолевшая основные ограниченности метафизического материализма на основе синтеза материализма и диалектики.

Вторую сторону основного вопроса философии Ф.Энгельс характеризовал следующим образом: “… Но вопрос об отношения мышления к бытию имеет еще и другую сторону: как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру? В состоянии наше мышление познавать действительный мир, можем ли мы в наших представлениях и понятиях о действительном мире составлять верное отражение действительности? На философском языке этот вопрос называется вопросом о тождестве мышления и бытия. Громадное большинство философов утвердительно решает этот вопрос…

Но рядом с этим существует ряд других философов, которые оспаривают возможность познания мира или, по крайней мере, исчерпывающего познания. К ним принадлежат среди новейших философов Юм и Кант, и они играли очень значительную роль в развитии философии”.

Философы, отрицающие познаваемость мира, получили название агностиков, а само направление отрицания познаваемости мира – агностицизм. В лагере агностицизма в основном находятся субъективные идеалисты, хотя в нем можно также встретить объективных идеалистов и даже метафизических материалистов.

В разные исторические эпохи основной вопрос философии приобретал различные оттенки, выступал в различных мировоззренческих контекстах, системах знаний и оценок. Он то выходил на первый план в многообразии философской проблематики, тол отступал на вторые роли (как было в средневековье), но при этом всегда, в конце концов, оставался основным вопросом, характеризующим наиболее важные черты мировоззрения.

3. Методологическая функция философии.

Прежде всего, о том, что такое “метод”. Метод – это знание о способах организации средств деятельности по преобразованию мира. Метод выражен в совокупности знаний о том, как организовать процесс деятельности, чтобы он был наиболее эффективным. Любая деятельность опирается на какой-либо метод. (Хотя человек не всегда осознает, что он пользуется тем или иным методом).

Одна из основных функций философии – определять общие методологические основания деятельности человека. В этом состоянии методологическая функция философии. Методологическая функция философии является закономерным продолжением и дополнением ее мировоззренческой функции. Ведь общие представления о способах организации средств преобразования мира в конце концов зависят от наших знаний существенных сторон, свойств этого мира. Но и, с другой стороны, наши представления о том, каким является мир (и человек в нем), в немалой степени зависят от того, какими способами, методами этот мир нами преобразовывается.

4. Диалектика и метафизика.

В истории сложились две противоположные философские методологические традиции (два метода) – метафизическая и диалектическая (метафизика и диалектика). Истоки их различия – в противоположных решениях следующих (в сущности, мировоззренческих) вопросов: I) развивается ли мир и отдельные его части; 2) зависит ли существование вещи от ее связей с другими вещами; 3) для познания вещи нужно или не нужно учитывать развитие этой вещи и ее взаимосвязи с другими вещами.

Метафизика (вплоть до второй половины XIX в.) считала возможным в познании мира исходит из того, что, во-первых, вещи и предметы существуют изолированно друг от друга, вне связи их между собой; и, во-вторых, предмет познания можно рассматривать как неразвивающийся. Так, в XVII –XVIII в. любимый девиз метафизиков был: “Ничто не ново под Луной!” В своих современных формах метафизика выступает часто как негибкое, боящееся противоречий абстрактное теоретизирование.

Диалектика стоит на противоположных позициях. Диалектика исходит из того, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, не брать изолированно; и, во-вторых, вещи надо рассматривать в их изменении и развитии. В соответствии с диалектической методологией сущность вещи может быть полностью понята только тогда, когда известна история становления этой вещи, отражено развитие этой вещи. Метафизика ближе обыденному, повседневному, нефилософскому сознанию. Мыслить метафизически проще. Диалектический же метод требует глубокой философской, теоретической культуры, постижения историко-философского опыта.

В истории философии выделяются следующие исторические формы диалектики:

1. Стихийная, наивная диалектика античности (наиболее яркий представитель – Гераклит).

2. Идеалистическая диалектика немецкой классической философии XVIII – первой половины XIX в. (И.Кант, Г.Фихте, Ф.Шеллинг, Г.Гегель).

3. Диалектика революционных демократов XIX в. (А.И.Герцен, В.Г. Белинский, Н.Г.Чернышевский, Н.А. Добролюбов и др.).

4. Материалистическая диалектика (К.Маркс, Ф.Энгельс и В.И.Ленин).

5. Философская деятельность как система.

Структура философии.

Любая деятельность системна. Система деятельности состоит из трех компонентов: цели, средства и результаты деятельности. В полной мере это относится и к философской деятельности. В системе философской деятельности могут быть выделены ее цели, средства и результаты.

Цели философской деятельности определяются, прежде всего, предметом и функциями философии, а также ее ролью в обществе, ее взаимосвязями с другими формами общественного сознания. Типология и основное содержание целей философской деятельности во многом задается структурой мировоззренческого отношения, т.е. наиболее общих связей системы "человек-мир". На базе типологии основных целей философской деятельности может быть осуществлена классификация отраслей философии, философских дисциплин.

Основные отрасли философии (соответствуют структуре мировоззренческого отношения) следующие:

  1. учение об общих законах бытия (онтология); включая учение об обществе (социология) и человеке (философская антропология);
  2. учение об общих законах познания (гносеология);
  3. учение о формах и законах мышления (логика);
  4. учение об эстетическом отношении человека к миру (эстетика);
  5. учение о нравственном отношении человека к миру (этика).

На стыке философии с другими формами общественного сознания возникают такие синтетические области, как философия права, философия религии, философия искусства, философия морали, философия политики, философия науки и др. В каждой из этих областей складываются еще и свои более мелкие подразделения. Например, в философии науки сложился целый спектр дисциплин - философские проблемы физики, философские проблемы химии, философские проблемы биологии, философские проблемы математики и др.

Средства деятельности - это то, чем реализуются цели деятельности. Основные средства философской деятельности следующие:

1) философские категории (наиболее общие понятия). Например, причина и следствие, сущность и явление; единичное и общее; свобода и необходимость; возможность и действительность и др.;

2) фундаментальные философские идеи. Например, идея развития. На базе идей формируются философские принципы, теории, идеалы;

3) философские принципы. Например, принцип развития, принцип материального единства мира; принцип детерминизма (причинности);

4) философские идеалы. Например, идеал гуманизма, идеал справедливости, идеалы добра, идеал красоты и др. Философские идеалы содержат как познавательный, так и ценностный компоненты. Философские идеалы, преломляясь через сознание человека, обогащаясь его опытом, превращаются в убеждения, установки, цели его жизни.

5) философские теории. Например, теория отражения, теория классовой борьбы, теория развития и др.; философские теории представляют собой высшую форму теоретической деятельности человека. Философские теории являются также средством обоснования философских методов.

Результатами философской деятельности выступают философские идеи, принципы, концепции, теории, методы (познания и практической деятельности), проясняющие содержание наиболее общих связей человека с миром. Главным результатом философской деятельности является обогащение сознания человека, рост его самосознания, укрепление целостности духовной культуры, внутреннего мира человека. В ходе развития философии результаты философской деятельности обогащают средства этой деятельности.

6. Роль философии в жизни общества и человека.

а) Роль философии в жизни общества.

Прежде всего, каково значение философии для общества?

Общественное значение философии определяется значимостью духовной культуры в обществе. Ведь философия - один из основных компонентов духовной культуры. Мы уже говорили о том, что отсутствие духовной культуры сначала устраняет условия для развития общества, а затем ведет к его деградации, постепенному разложению.

Какую же роль выполняет философия в системе духовной культуры ? Прежде всего, роль высшего синтезатора знаний. Философия может выполнить свои функции (мировоззренческую и методологическую) только в том случае, если она постоянно обобщает результаты деятельности всех остальных форм общественного сознания, синтезирует их знания и ценности, находит формы их интегрированного выражения. Философия интегрирует систему духовной культуры в некоторую целостность, предает ей единство, стабильность, тотальность. "Всякая истинная философия, - писал К.Маркс, есть духовная квинтэссенция своего времени, ... она представляет собой живую дуду культуры". Благодаря философии отделение формы общественного сознания становятся взаимодополняющими, между ними появляются каналы трансляции знаний и ценностей, возникает взаимопонимание.

Характерная особенность философии - ее предельная критичность. Философия критична по своему существу. Критицизм заложен в самой сути философского отношения к миру. Оборотной стороной критицизма является сомнение. Философия ставит под сомнение все, что не получает убедительного, очевидного, рационального обоснования. Любое сомнение есть основание для критики. Философия должна постоянно критически анализировать общественное сознание, с тем, чтобы выделить в нем элементы, отражающие содержание высших уровней отношения человека к миру. При этом отсеивается все то, что имеет не мировоззренческий, а более частный характер. Критицизм - главное средство, оружие философии. Если философия перестает быть критичной, она оказывается бессильной перед натиском постоянно расширявшегося опыта человечества. Некритическая философия рано или поздно растворяется в какой-то другой форме общественного сознания. Обычно в той, которая в данной исторической обстановке стала наиболее влиятельной, устойчивой, господствующей. Философия критикует всех, но и все критикуют философию. Это неизбежно. Поэтому настоящее философствование требует мужества. Многие философы доказывали истинность своих идей, отстаивали общественную значимость философии ценой своей жизни (Сократ, например).

Интегрированная философией, целостная система духовной культуры становится более динамичной, подвижной, разнообразной, многосторонней, разноликой и внутренне богатой. Критическая синтезирующая философская деятельность стимулирует поиск нового, творческого начала в обществе. История показала, что не может быть глубоко творческой духовной атмосферы и внутренних импульсов к развитию в таком обществе, в котором нет условий для философского творчества.

В творческом созидании новых элементов духовной культуры проявляется высшее предназначение человека. Человек по своей сути творец. Но не всегда и не везде он имел и имеет (материальные и социальные) условия для творчества. Велика роль философии в нахождении образов и путей создания такого общества, в котором каждый человек мог бы полностью реализовать свои способности к творчеству.

Исторически сложившиеся идеалы капитализма и социализма - это, прежде всего образы такого общества, которое создает необходимые (материальные и социальные) условия для развития творческих способностей личности. В любом обществе всестороннее развитие творческих способностей каждого человека является условием всестороннего развития способностей всех остальных людей. Такая цель - высокая и благородная. Сейчас ясно, что ее достижение - отнюдь не простая задача. Она гораздо сложнее, чем об этом у нас до последнего времени, до перестройки говорили с некоторых официальных трибун.

Вместе с тем нельзя обойти и вопрос о том, насколько эта цель вообще реальна. Философия в решение этого вопроса вносит значительный, весомый вклад. Существуют серьезные философские основания считать, что такая цель - реальна. Так или иначе, но человечество в целом к ней идет. Хотя путь этот сложен и тернист.

Велика роль философии как средства методологической вооруженности человека, разработки новых методов преобразования и познания действительности. В решении почти всех основных проблем, с которыми столкнулось в настоящее время человечество технологических, глобальных (в том числе экологических), научных (например, в физике - создание единой теории поля) и др. требуется активное участие философско-методологической деятельности. В связи с этим в современных условиях резко возрастает значение философско-методологического образования специалистов (ученых, деятелей искусства, специалистов в области права, организаторов производства, общественно-политических деятелей и др.).

б) Роль философии в жизни человека.

Большое значение имеет философия не только в жизни общества, но и в жизни отдельного человека. Что же дает философия человеку? Выдающийся и оригинальный русский мыслитель второй половины Х1л е., философ религиозной ориентации (исповедовавшей идеалы высокой духовности человека) В.С.Соловьев однажды очень лаконично сформулировал удачный ответ на этот вопрос. "... На вопрос: что делает философия? - мы имеем право ответить, - она делает человека вполне человеком". Что значит философия "делает человека вполне человеком" ? Критически анализируя философскими средствами свой духовный мир, человек получает возможность отделять в нем нравственное, общечеловеческое, гуманистическое начало от частного, сиюминутного, стихийного, утилитарного в человеке. Философия придает внутреннему миру человека духовную направленность, гуманистическую целостность. Освоением философии завершается процесс становления человека как значимой, целостной личности.

Велика роль философии в постановке и решении важнейшей для многих людей проблемы смысла жизни. Рассмотрим детальнее, что это за проблема и как она связана с философией. На определенном уровне духовного развития перед личностью возникает целый ряд вопросов такого типа: Зачем я живу ? Какова цель моей жизни ? Каково мое предназначение? В этих вопросах конкретизируется проблема смысла жизни: Эта проблема - высшая духовная проблема, которая встает перед личностью. То или иное ее решение задает совокупность исходных ориентиров, определяющих программу социального поведения человека, характер его деятельности и социального обращения, в конце концов, его личную судьбу.

Каждый человек (особенно в условиях современной цивилизации) находится под влиянием и давлением множества требований, идущих из той социальной среды, в которой он живет, действует, общается с другими людьми. Требования эти разнообразны и, как правило, во многом противоречат друг другу. Семья, родственники, друзья, производственный коллектив, руководство, общественная организация - все они выдвигают перед нами широкую гамму требований и условий, к которым не так легко примериться. Очень сложно (а часто и невозможно) добиться того, чтобы получить со всех сторон одобрение, удовлетворить в равной мере все требования, все условия. Личность постоянно стоит перед проблемой выбора наиболее оптимальной линии своего поведения. А выбор нужно уметь делать. Осознанный выбор наиболее оптимальной жизненной стратегии предполагает наличие некоторой общей мировоззренческой программы, в которой заключены, в частности, и основные критерии такого выбора. Если человек не научился осуществлять такой выбор, если у него нет соответствующих критериев - он становится, подобно лодке без паруса и руля в волнах бурлящего, шторного жизненного моря.

Есть немало людей, которые, собственно говоря, так и живут, не имея четкой жизненный ориентации. Их жизнь состоит из сменяющих друг друга поступков, содержание которых определяется лишь повседневный, будничными заботами, удовлетворением непосредственных материальных потребностей. В литературе и искусстве каждого народа есть художественные образы, отражающие подобное отношение к жизни.

В русской литературе ХХ в., пожалуй, наиболее яркое воплощение они получили в романе И.А.Гончарова "Обломов". Характеризуя быт жителей деревни Обломовки, где "все дышало... первобытной ленью, простотой нравов, тишиною и неподвижностью", И.А.Гончаров пишет: "Делали ли они себе вопрос: зачем дана жизнь? Бог весть. И как отвечали на него ? Вероятно, никак. Это казалось им очень просто и ясно". В обломовском образе жизни не возникает сама проблема смысла жизни, обломовцы просто до нее не дорастают. "Не слыхивали они о так называемой многотрудной жизни, о людях, носящих томительные заботы в груди, снующих зачем-то из угла в угол по лицу земли или отдавших жизнь вечному, нескончаемому труду, плохо верили обломовцы и душевным тревогам; не принимали за жизнь круговорота вечных стремлений куда-то, к чему-то; боялись, как огня, увлечения страстей; и как в другом месте тело у людей быстро сгорало от вулканической работы внутреннего, душевного огня, так душа обломовцев мирно, без помехи утопала в мягком теле".

Проблема смысла жизни возникает тогда, когда человек осознает, что жизнь ему дана для того, чтобы он реализовал в ней свои творческие способности, индивидуальные, неповторимые, ему одному присущие черты, отдал частицу своей души людям, внес посильную лепту в духовный мир, по крайней мере, близких ему людей. Только в этом случае прожитая жизнь будет иметь смысл. И лишь в этом случае переживание жизни может быть полноценным, насыщенным ее красками, разнообразной гаммой человеческих чувств, радостей и огорчений, надежд и разочарований, веселья и грустя и т.д.

Известный польский психолог, врач-психиатр К.Обуховский Анализируя случай своей большой медицинской психотерапевтической практики, пришел к выводу, что для определенного типа личности выбор смысла жизни становится настоятельной духовной потребностью. Причем в системе духовных потребностей потребность смысла жизни занимает высшее место. "Как свойством птицы является потребность летать, так свойством взрослого человека является потребность найти смысл жизни". Невозможность (в силу тех или иных обстоятельств) удовлетворить такую потребность может даже привести, как показывает К.Обуховский, к нарушениям нормального функционирования психической деятельности (к т.н. экзистенциальному неврозу). Главная причина такой патологии состоит в формулировании нереальных целей в программе смысла жизни. Содержание смысла жизни оказывается завышенным по отношению к реальной действительности, к способностям и возможностям человека.

В становлении программы смысла жизни играют роль различные факторы: уровень образования и тип воспитания, личный опыт, социальная позиция, характер ценностных ориентиров и др. Но особенно важную роль играют философские методологические и мировоззренческие взгляды, позиции человека. Прежде всего, философия своей методологической функцией вооружает человека знанием общих принципов человеческой деятельности, методологическими установками, регулятивами деятельности. И как специалист в своей области, и как социально активная личность, каждый образованный человек опирается в своей жизнедеятельности на определенную совокупность философски обосновываемых методов деятельности. Чем богаче набор этих методов, тем полноценнее, эффективнее и целенаправленнее деятельность человека. С другой стороны, пассивное или активное отношение к жизни заложено в этом человеке, насколько высоки нравственные критерии, оценки и самооценки данной личности, каковы ее волевые качества, насколько она деятельна - эти и другие философско-мировоззренческие позиции в немалой мере определяют программу смысла жизни человека. Таким образом, философия является важнейшим средством обоснования, уточнения и формирования смысла жизни как некоторой личностной программы социальной самореализации человека.

7. Философия и наука. Натурфилософия и позитивизм.

Философия (в силу своей синтезирующей, интегрирующей роли в системе духовной культуры) теснейшим образом связана со всеми формами общественного сознания. В их содержании философия выделяет такие элементы, которые носят мировоззренческий характер, обогащают знание общих отношений человека к миру. С другой стороны, каждая из форм общественного сознания в лице философии имеет систему своего мировоззренческого и методологического обоснования.

В тесной взаимосвязи философии со всеми другими формами общественного сознания коренятся как причины ее духовной силы, предсказательных возможностей, так и противоречия ее исторического развития. Исторические судьбы философии складывались так, что неоднократно (в разные эпохи развития общества) в различных исторических ситуациях осуществлялись попытки избавиться от Философии (прежде всего по причине ее критического отношения к действительности), "растворив" ее в других формах общественного сознания. Особенно в этом преуспело средневековье, пытавшееся "растворить" философию в религии. В XIX в. в Западной Европе была сильна тенденция сведения философии к естествознанию, получившая название позитивизма.

У нас, в периоды "сталинизма” и “застоя”, философию попытались полностью подчинить политическим интересам, выхолостить из нее критический, творческий компонент, представить ее как абстрактную, тощую, бедную содержанием идеологизированную схему. В период застойных лет подчинение философии политической идеологии было дополнено попытками растворения философии в формах научного познания. Философия трактовалась как одна из наук о мире, как "самая общая наука". Наука нацелена не столько на критику существующего, сколько на познание объективных закономерностей мира. Поэтому и философии предписывалось не критиковать действительность с позиций идеалов будущего, а лишь выявлять объективные закономерности мира. Беспокойный, критически-творческий (и в этом смысле революционный) дух философии пытались унять, снизить его пафос. По отношению к нашей социальной действительности всячески поощрялось не критическое, а апологетическое настроение. Критический дух философии направлялся на капиталистический мир, на религию, на буржуазную философию и идеологию (которые этой критики действительно во многом заслуживают). Но нельзя быть критичным односторонне. Подлинная критичность - всестороння. Подлинная критичность предполагает самокритичность. Односторонняя критичность рано или поздно оборачивается поверхностным критиканством. Критиканство - это неискренняя критика, за которой скрывается чей-то эгоистический интерес. С началом перестройки связано творческое возрождение философии как самостоятельной революционно-критической формы духовной культуры.

Все формы общественного сознания получают свое обоснование во многом благодаря философии. Это осуществляется посредством философского обобщения основополагающих принципов, образов, идеалов, представлений, понятий и ценностей данной формы общественного сознания. Формы общественного сознания (искусство, мораль, правосознание и др.) взаимодействуя с философией, как правило укрепляются, обогащаются, получают дополнительные импульсы развития. Исключением является религия. Ее отношения с философией весьма противоречивы, “религия… и философия представляют собой крайние противоположности". Историческая тенденция состоит в том, что развитие философии с неизбежностью ведет к ограничению религии. Ведь философия не полагается на веру, а требует критической проверки всех положений, критически относится ко всему, в том числе и к принципам религии, ее догмам.

Молодежь, решившую посвятить свою жизнь науке, прежде всего, разумеется, интересует, как связана философия с наукой, с естествознанием. Поэтому на рассмотрении связей философии и науки мы остановимся несколько детальнее. Тем более что и наш курс построен таким образом, что предмет философии в его историческом развитии раскрывается в тесной связи с историей науки.

В истории сложились два крайних подхода в понимании взаимосвязи философии и науки. Первый подход получил название натурфилософии. В соответствии с этим подходок философия представляет собой особый способ познания мира, качественно отличающийся от того способа познания, который представлен наукой. Философия вырабатывает свои, философские истины. Такие истина глубже, чем истины науки. Наука должна приспосабливать свои истины (выводы) к истинам (выводам) философии. Философия как способ познания первична, наука как способ познания вторична.

Второй подход получил название позитивистского. В соответствии с этим подходом философия не имеет какого-то своего предмета познания и своего собственного способа познания, отличного от науки, философия в лучшем случае есть одна из наук, самая общая наука ("наука наук"). Философия может быть понята только как наука в ряду других наук. А своеобразие философии состоит в предельно широком уровне обобщения, а не в ее способе или предмете познания. Философский способ познания – это научный способ познания. Никакого другого способа познания, кроме научного, не существует.

И с тем, и с другим подходом согласиться трудно. Взаимосвязь философии и науки боле тонкая, ее нельзя втиснуть в рамки таких простых конструкций как натурфилософская и позитивистская. Прежде всего, философия есть особая форма общественного сознания, самостоятельный компонент духовной культуры. Наука – это наука, а философия - это философия. Философия тесно связана с наукой, но не сводится к ней целиком. Хотя философия во многом опирается на научное познание, оно не является единственным источником философии. Не только наука, а все формы общественного сознания дают свой материал для философских обобщений. Очень многое философии дают мораль, искусство, политическое сознание, правосознание и даже религия как вечный оппонент философии. Один из видающихся русских философов XX в. (оказавший большое влияние на развитие западноевропейской философии) Н.Л. Бердяев однажды удачно, на наш взгляд, сформулировал точку зрения на отношение философии и науки. Если признать философию специальной наукой в ряду других наук (например, наукой о принципах познания или о принципах сущего), то этим окончательно упраздняется философия как самобытная сфера духовной жизни. Нельзя уже будет говорить о философии наряду с наукой, искусством, моралью и т.п. О философии придется говорить наряду с другими науками, с математикой, с физикой, химией, физиологией и т.п. Но ведь философия - самостоятельная область культуры, а не самостоятельная область науки".

Вместе с тем было бы неправильно, подчеркивая специфичность философии как формы общественного сознания, отрывать философию и науку, противопоставлять философское познание науке, научному познанию мира. Сущность познания (именно как познания, а не оценки мира) реализовывается, прежде всего, в науке. Но и для философии характерна значительная познавательная функция. Философию роднит с наукой общая установка на рациональное обоснование знания, на доказательность формулируемых ими положений. На этой основе философия и наука теснейшим образом взаимодействуют. Рационально обосновывая достижения различных форм общественного сознания, философия обогащается таким содержанием, которое отсутствует в науке, но оказывается ей полезным, помогает вырабатывать методологические и мировоззренческие ориентиры научного познания.

Такие общие ориентиры познания наука заимствует у философии. Так было, например, в ХVII в., когда зарождалось классическое естествознание. Генезис классического естествознания опирался на достижения материалистической философии в разработке метода (метафизического) познания приводы. Такая же связь имеет место в настоящее время в условиях современной научно-технической революции. Только характер ее стал более сложным, многообразным. Сформировались новые структуры в системе сознания, которые обеспечивают взаимосвязь философии и науки. В качестве таких структур выступают: научная картина мира, мировоззренческие ориентиры и идеалы познания, методологические установки познания, стиль мышления и др.

Качественное отличие философии и науки заключено, прежде всего, в отношении к ценностным сторонам духовного освоения мира. Наука стремится вынести ценностное отношение за рамки своих логических структур (теорий, понятий, концепций и др.). Философия же, наоборот, опираясь на достижения науки, творчески обобщает их и синтезирует с ценностными аспектами, с эстетическим, нравственным отношением к миру. Философия придает достижениям науки ценностный, личностный смысл, трактует их с позиций идеалов и интересов человека. Философия как бы "достраивает" науку до человека.

Теснейшим образом связано с философией естествознание как отрасль науки. Эта связь двойственная. С одной стороны, естествознание вместе с философией принимает участие в разработки научной картины мира, стиля мышления и др. С другой стороны, философия оказывает воздействие на разработку методологии естественнонаучного познания, мировоззренческих ориентиров и идеалов естествознания.

Особенно важно иметь в виду исторический характер взаимосвязи Философии и естествознания. Взаимосвязь философии и науки в античности совсем не такая, какой она была в эпоху Средневековья, или в эпоху Нового времени, и тем более не такая, как в настоящее время, в эпоху НТР. В ходе нашего курса мы проследим особенности исторического изменения взаимосвязи философии и естествознания (математики).

Основные положения.

1. Основной вопрос философии - это вопрос об отношении мышления, (сознания) и бытия, материи и природы. Он имеет две стороны.

Первая связана с представлением о том, что является первичным, исходным, начальным - материя или сознание. В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии философы подразделяются на два лагеря - материалистов (первичность материи и вторичность сознания) и идеалистов (первичность сознания и вторичность материи).

Вторая сторона основного вопроса философии - это вопрос о том, способно ли человеческое сознание, мышление познать материю, объективный мир. В зависимости от ответов на этот вопрос философы подразделяются на тех, кто признает познаваемость мира, и тех, кто ее отрицает (агностицизм).

2. Два основных философских метода - метафизика и диалектика. Метафизика считала возможным в познании мира исходить, во-первых, из того, что вещи и предметы существуют изолированно друг от друга, вне связи их между собой; во-вторых, из того, что предмет познания можно" рассматривать как неразвивающийся. Диалектика стоит на противоположных позициях. Она предполагает, что в познании мира, во-первых, вещи надо рассматривать во взаимосвязи их друг с другом, а не изолированно; во-вторых, что вещи надо рассматривать в их изменении и развитии.

3. В своем историческом развитии материалистическая философия всегда была тесно связана с наукой, прежде всего с естествознанием. Естествознание вместе с философией формируют научные картины мира. Философия помогает естествознанию разрабатывать методы научного познания.

© Раджабов У.А.


© Курбанов М.Г. - Дизайн.

Составлено: 15.01.2001.

Используются технологии uCoz